Александр Иосифович ПОПОВ

(23 .02.1944 — 31.01.2011)

Народный артист РФ (1999)

 

Главный режиссер театра (1989-1991)
Художественный руководитель театра (1991-2011).

Окончил Актерское отделение Белорусского государственного театрально-художественного института (1965), Режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), (класс профессора Г.А. Товстоногова, 1972). Возглавлял театры Красноярска, Вологды, Свердловска. Как режиссер-постановщик работал в театрах Минска, Орла, Краснодара, Куйбышева, Ростова-на-Дону. С 1989 года – главный режиссер, с 1991 года –художественный руководитель ТАТД. С 1995 по 2007 год Художественный руководитель актерского курса Ярославского государственного театрального института

Постановки в театре:


«Дурацкая жизнь» С. Злотникова (1990)
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1990)
«Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.К. Каррьера (1991)
«Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1991)
«Гусар из КГБ» В. Константинова, Б. Рацера (1992)
«Изобретательная влюбленная» Л. де Вега (1992)
«Лес» А.Н. Островского (1992)
«Именины на костылях» С. Лобозерова (1993)
«Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (1993)
«Свидетель обвинения» А. Кристи (1993)
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1994)
«Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмар (1994)
«Двое на качелях» У. Гибсона (1994)
«Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган (1994)
«Волки и овцы» А.Н. Островского (1995)
«Хозяйка гостиницы (Мирандолина)» К. Гольдони (1995)
«Отдам в хорошие руки добрую старую собаку» Л. проталина (1996)
«Королевские игры» Гр. Горина (1996)
«Ненормальная» Н. Птушкиной (1996)
«Великий обольститель, или Последняя ночь Казановы» В. Коркия, А. Лаврина (1996)
«Неугомонная бабушка, или Пока она умирала…» Н. Птушкиной (1997)
«Семейное счастие» Л.Н. Толстого (1997)
«Два гусара» Л.Н. Толстого (1997)
«Дамская война» Э. Скриба (1997)
«Быть или не быть» У. Гибсона (1998)
«Мордимондия» по А.П. Чехову (1998)
«Великолепный Краюшкин (Санька-встанька)» Ю. Рогозина (1998)
«Лизанька» по А.С. Пушкину (1998)
«Мисс Гоббс» Дж.К. Джерома (1998)
«Заморочки» А. Вампилова, С. Мрожека (1999)
«Пигмалион» Дж.Б. Шоу (1999)
«Контесса, или Радость бытия» М. Дрюона (1999)
«Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира (1999)
«Знатный ребенок, или Кавказский меловой круг» Б. Брехта (2000)
«С любовью не шутят» П. Кальдерона (2000)
«Месяц в деревне» И.С. Тургенева (2000)
«Чудаки» М. Горького (2002)
«Между чашей и губами» А. Кутерницкого (2002)
«От нежного сердца» В. Соллогуба, Н. Некрасова (2002)
«Плутни Скапена» Ж.Б. Мольера (2002)
«Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского (2003)
«Слишком женатый таксист» Р. Куни (2004)
«Очень простая история любви» М. Ладо (2004)
«Вероника (Вечно живые)» В. Розова (2004)
«Венецианские близнецы» К. Гольдони (2005)
«Пока идут старинные часы (Наш дом)» Л. Ворон, И. Ворон (2005)
«Тартюф» Ж.Б. Мольера (2006)
«Безымянная звезда» М. Себастьяна (2007)
«Отелло» У. Шекспира (2009)

ПАМЯТИ А.И. ПОПОВА

 

         Десять лет прошло с 31 января 2011 года, когда коллектив Тульского академического театра драмы простился со своим художественным руководителем – народным артистом России Александром Иосифовичем Поповым.

         Десять лет – немалый срок. Что изменилось в театре за эти годы? Узнал бы Александр Иосифович свое детище? Наверное, он бы улыбнулся, многое бы его порадовало.

         Основные его сподвижники остались на своих местах: генеральный директор театра С.М. Борисов, заместители, начальники и служащие цехов во главе с главным художником А.Л. Дубровиным. А это все спецы с профессиональным образованием и большим опытом работы, надежная опора театра. Если, например, сравнивать театр с кораблем, то службы – его корпус.

         Ученики А.И. Попова стали ведущими и основными актерами театра, любимцами туляков: Инна Медведева, Сергей Пыжов, Елена Берестнева, Юрий Богородицкий, Сергей Сергеев, Лариса Киеня, Дмитрий Чепушканов, Марина Борисова, Наталия Забарова, Марина Анисимова, Антон Архипов, Алексей Емельянов – актер и заместитель директора, Вениамин Найман – режиссер в театре, а в Тульской областной филармонии – главный режиссер. Это «дети» Александра Иосифовича, в которых его дух, его почерк, наполнение. Он дал им в руки профессию, утвердив в выбранном пути.

         Театр в формировании репертуара продолжает толстовскую тему: «Воскресение», «Грех» (по повести «Дьявол»), «Каренины» (вольная фантазия романа «Анна Каренина») - разные постановки, режиссеры, опирающиеся на традиции и пробующие новые формы. Но главное в том, что звучит слово нашего великого земляка Л.Н. Толстого. В настоящее время готовится к постановке «Отец Сергий» (режиссер Д. Краснов).

         Жива традиция открывать новый театральный сезон классическим названием, также сохраняется линия сотрудничества с российскими драматургами. Пьесы О. Богаева, Я. Пулинович, И. Алифанова, А. Коровкина, Р. Овчинникова обрели жизнь на тульских подмостках.

         Фестивальное движение, открытое А.И. Поповым в 1993 году в Москве спектаклем «Лес» А.Н. Островского, активно продолжается театром. «Актрисой России – 2017» стала Н.П. Савченко (Тамбов), она была отмечена и как лучшая исполнительница женской роли (Эльза – «Земля Эльзы») на фестивале «Старейшие театры России в Калуге», Б.Ф. Заволокин на фестивале «Актеры России – Михаилу Щепкину» (Белгород) награжден дипломом  «За сохранение традиций».

         Обрадовало бы Александра Иосифовича и то, что трудные месяцы пандемии театр и его филиал в Новомосковске продолжали работать, что актриса Наталья Петровна Савченко удостоена звания «Народная артистка Российской Федерации», в театр поступают новые актеры, а четверо учатся по спецнабору в Щукинском театральном училище (вуз). Рождаются дети у актеров – идет жизнь театрального дома, где есть старшие и молодые.

         А.И. Попова помнят и чтут, традиции, им заложенные, продолжаются. Для Александра Иосифовича всегда было важно идти вперед, не останавливаться, открывать новое, работать, не жалея сил.

         Во главе Тульского театра всегда стояли замечательные творческие люди: В. Лебедев, Д. Манский, Ф. Шейн, Н. Паркалаб, Р. Рахлин… Этот высокий уровень 21 год держал Александр Иосифович Попов, а сейчас дело продолжает художественный руководитель Д.А. Краснов.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен