Лев Брустин: вековой Юбилей

28 сентября 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения

заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР 

Льва Яковлевича Брустина

 

Лев Яковлевич Брустин (1923 - 1998)
Родился в Минске в 1923 г. Отец - рабочий, мама - домохозяйка.
В 1930-м году семья переехала в Тбилиси (Грузия).
В 1941 г. закончил школу и ушел добровольцем на фронт. При подготовке получил специальность сапер-минер. Всю Великую Отчественную войну прошел в инженерных войсках в составе 1-го Украинского фронта от Воронежа до Праги. Победу встретил в Германии, но закончилась для него война только в 1946 г. в Австрии.
Вернувшись поступил в Тбилисскую академию художеств. Через год переехал в Ленинград и стал студентом театрального отделения Ленинградского художественного училища.
После окончания обучения в 1952 г. получил назначение в драматический театр Сталиногорска (ныне - Новомосковск).
В 1954 г. его пригласили в Тульский драматический театр. Первый спектакль в Туле, поставленный с режиссером Александром Соколовым , - "На дне" по пьесе М. Горького.
За годы работы театральным художником оформил около 150 спектаклей.
Сам Лев Яковлевич считал наиболее удачными постановки: "На дне" М. Горького, "Баня" В. Маяковского, "Агабо и его дети" О. Иоселиани, "Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу, "Поднятая целина" М. Шолохова.
С 1960 по 1964 гг. участвовал в работе над проектом нового здания театра.
В период строительства в 1969 г. и до 1973 г. становится директором Тульского театра драмы.
В составе авторского коллектива Лев Брустин получил Государственную премию РСФСР за сооружение театрального здания, которое было признано одним из уникальных в Европе

.

Из воспоминаний о Льве Яковлевиче Брустине

 

Из статьи "Он подлинный художник театра..." газета Тула вечерняя, 25 сентября 1993 г. автор - И.Сытина, доцент ТГПУ:

"Дорогие зрители всех поколений! это мы создаем четвертое измерение нашей Тулы - измерение культуры. Культура - это закон вечности на земле. Одним из сподвижников духовного строительства в нашем городе был Лев Яковлевич Брустин. Его деятельность долгие годы во многом определяла лицо драмтеатра, его высокую культуру, преемственность его добрых традиций."

Б. Г. Ентин (заслуженный деятель искусств, главный художник ТАТД с 1991 по 2008 гг.)  о Брустине:

"Лев Яковлевич пользуется большим уважением в театральном мире. Ему приходилось преодолевать как многочисленные "ломки", связанные с постановлениями, борьбой с "формализмом", так и опасные тенденции слепого следования театральной моде, "волне", выражавшейся у многих в чисто формальном подражании московским театрам. Лев Яковлевич был подлинным художником театра. Для него всегда была важна конечная сценическая реализация замыслов. Поражало его неумение афишировать себя, отсутствие менторства, хотя в силу своего положения и авторитета он мог бы себе это позволить. "

Н. А. Казаков, народный артист РФ:

"...Брустина как художника всегда отличала тяга к правде, к достоверности, отсутствие какой-либо фальши. Лев Яковлевич всегда руководствовался в своей работе главной идеей автора: ему чуждо было фантазировать ради того, чтобы быть просто оригинальным. Он всегда был в своем творчестве современен"

Так вспоминают Брустина работники постановочных цехов театра:

Г. Н. Бодрова, бутафор:

"Старая школа, культура в организации планомерной спокойной работы всех цехов. Эскизы вовремя! Четкие размеры и четкие требования! И в то же время творческая свобода каждого работника. Было очень легко и приятно, никаких внутренних разногласий никогда не было! И всегда вовремя добрая консультация, совет, помощь."

Е.Я. Куперман, заслуженный работник культуры, заведующая постановочной частью театра:

"Высочайший профессионализм! Еще когда я в первый раз встретился со Львом Яковлевичем в ТЮЗе много лет назад, был поражен, увидев на маленькой, технически почти совсем не оснащенной сцене два накладных маленьких круга, которые создавали впечатление огромной сцены. "

Л. Г. Левочкина, художник-декоратор:

"В спектаклях Льва Яковлевича - культура русской театрально-декорационной школы, школы театральной живописи. Было всегда очень интересно, хотелось на высоком уровне выполнять его замыслы. В его спектаклях мы не красили - а расписывали - каждый метр ткани, деревья, каждый стульчик! Если я состоялась как художник-декоратор, то благодаря Брустину. Я начала со Львом Яковлевичем с "Цезаря и Клеопатры" и потом мне уже ничего не было страшно. Я застала золотое время театра!"

 

Некоторые работы Л.Я. Брустина для театральных постановок: эскизы декораций и костюмов разных лет

 

Эскизы декораций к спектаклю по пьесе А. Островского "Василиса Мелентьевна"

 

Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе Р. Ибрагимбекова "Дом на песке"

 

Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Сарду и Э. Моро "Катрин Лефевр"

 

Эскиз декораций и костюма к спектаклю по пьесе А. Островского "Красавец - мужчина"

 

Эскиз декораций и костюмов к трагедии Ф. Шиллера "Мария Стюарт"

 

Эскиз декораций к спектаклю по пьесе В. Шекспира "Много шума из ничего"

 

Эскиз декораций к пьесе Б. Шоу "Пигмалион"

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен