29 сентября Юбилей главного художника театра заслуженного художника РФ АЛЕКСАНДРА ЛЕОНИДОВИЧА ДУБРОВИНА

29 сентября

Юбилей отмечает

главный художник театра

заслуженный художник Российской Федерации,

трижды лауреат театрального конкурса «Триумф» (2009, 2010, 2011)

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ДУБРОВИН

 

          А.Л. Дубровин оказался в Тульском академическом театре так, словно только вчера ушел домой. Но с его появлением низкие потолки наших внутренних коридоров будто стали выше, стены раздвинулись, повеяло воздухом с Невы, миражами писателей, художников, поэтов Северной Пальмиры.

          Хотя А.Л. Дубровин родился в Кирове, или Вятке, как свою родину называет сам художник, весь его внутренний строй – ленинградский, питерский, петербургский, доброжелательно-сдержанный, благородный, негромкий, но явный. Графичность, четкость формы, строгость линий в сценографии Александра Леонидовича, несомненно, рождены городом его жизни, как и чувство свободы, простора, дальнего горизонта.

          Декорации А.Л. Дубровина не бывают просто красивой картинкой. Как художник-постановщик он современен и концептуален – видит мир во внутреннем и внешнем развитии. В захватывающем душу по красоте и величию спектакле «Отелло» (реж. А. Попов, 2009) штопор лестниц ведет то ли в рай, то ли в ад. Красные, черные, белые сочетания цветов вызывают тревогу и напряжение. Движение круга подчеркивает движение земного шара, грозно поднятого на ниточке над головами людей, и черного от грехов и страстей, живущих на земле.

          Мотив лестницы – один из любимых выразительных средств А.Л. Дубровина. В интерьерной по сути пьесе «Деревья умирают стоя» (реж. А. Малышев, 2011) сценограф разрывает пространство прозрачной стеной огромного окна и формирует среду дома одной огромной, широкой, уходящей ввысь лестницей, лестницей восхождения, с которой можно, кажется, взлететь, разбив невидимые преграды. А в «Бабане», этом путешествии русской души по миру, художник даже не использует круг. Конструкция моста с двумя лестницами-сходнями динамична быстротой смены деталей, обозначающих места действия – вот вам Германия, Россия, Таиланд, Австралия! Все внимание направлено на актеров-персонажей, их действия, на встречи и расставания героев (реж. А. Любимов, 2014).

          А в «Бесприданнице» нет привычной Волги! Весь горизонт занят ржавым с пробоиной пароходом «Ласточка». Нет выхода. Душно. Чтобы забраться ввысь на палубу, нужно преодолеть крутые узкие лестницы… Бежать, бежать от этого чудовища – в деревню, на простор! Здесь любви быть не может. Здесь и цыгане – артисты, и люди – манекены (реж. Д. Краснов, 2019).

          С А.Л. Дубровиным режиссерам легко. Он внимательно и неторопливо вникает в пьесу, чтобы в диалоге найти единственно верное для данного спектакля решение. С молодым, ищущим новые формы и пути режиссером Е. Маленчевым Александр Леонидович смело осваивает новую драматургию. В воплощении пьесы «Дальше будет новый день» они быстро нашли общие точки соприкосновения в решении пространства.

          Выпускник элитной школы – Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, ЛГИТМиКа, он обладает высочайшим профессионализмом, владеет тайной выразить времена через стиль эпохи, ее ритмы, силуэты, пользуется цветом, светом, постановочными эффектами.

          Но есть тайный механизм, незримый публике, без которого художнику не воплотить макет в материале. Это цеха, святая святых театра. И А.Л. Дубровин там – капитан команды сварщиков, столяров, декораторов, бутафоров, поделочников. Его там ценят, любят, уважают, берегут!

          Часто А.Л. Дубровин работает «на удаленке». Он – человек мира. Его интересы простираются от Якутска до Курска, от Киева до Вологды, от Таллина, Благовещенска до… США! Но SOS, посылаемый из города оружейников, он всегда слышит и незамедлительно открывает дверь в театр, который считает своим домом!

          С 70-летием, дорогой Александр Леонидович! Мы всегда с Вами – люди разных профессий Тульского академического театра драмы!

 

О.Н. Кузьмичева

Спектакли,

поставленные А.Л. Дубровиным в Туле

(2008 – 2020 гг.)

 

«Леди на день» О. Данилова (2008)

«Соколы и вороны» А.И. Сумбатова-Южина (2009)

«Отелло» У. Шекспира (2009)

«Одноклассники» Ю. Полякова (2010)

«Обыкновенная история» И. Гончарова (2010)

«Лиса и виноград» («Эзоп») Г. Фигейреду (2010)

«Деревья умирают стоя» А. Касоны (2011)

«Боинг-Боинг» М. Камолетти (2011)

«Не все коту масленица»» А.Н. Островского (2011)

«В ста шагах от праздника» С. Лобозерова (2012)

«Сказ о тульском Левше» («Блоха») Е. Замятина (2012)

«Аквитанская львица» («Лев зимой») Д. Голдмена (2012)

«Веер леди Уиндермир» О. Уальда (2012)

«Палата бизнес-класса» А. Коровкина (2012)

«Windows. История любви» Н. Молчановой, В. Гранова (2013)

«Чужой ребенок» В. Шкваркина (2013)

«Последние» М. Горького (2013)

«Карнавал в Вероне» Гр. Горина (2014)

«Бабаня и все, все, все!» К. Рубиной (2014)

«За двумя зайцами» М. Старицкого (2015)

«Доходное место» А.Н. Островского (2015)

«Отчего люди не летают…» (Гроза») по мотивам А.Н. Островского (2015)

«Как управлять мужчиной» («Лисистрата») Аристофана (2015)

«Женское постоянство» С. Моэма (2016)

«Дальше будет новый день» Я. Пулинович (2016)

«Тетки в законе» А. Коровкина (2016)

«Машенька» Р. Овчинникова по А. Афиногенову (2017)

«Белая акация» В. Мааса, М. Червинского, М. Дунаевского (2017)

«Голодранцы и аристократы» Э. Скарпетта (2017)

«Земля Эльзы» Я. Пулинович (2018)

«Грех» по Л.Н. Толстому (2018)

«Кони привередливые» В.М. Шукшина (2019)

«Бесприданница» А.Н. Островского (2019)

«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (2020)

 

Персональные выставки:

«Юбилейная». К 50-летию со дня рождения (СПб, 2000)

«Выставка в фойе». К 65-летию со дня рождения (Тула, 2015)

 

А.Л. Дубровин награжден медалями:

«В память 300-летия Петербурга» (2003), «Медаль Пушкина» (2006).

 

 

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Я согласен